+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Могут ли дороги быть в частной собственности

Содержание

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Могут ли дороги быть в частной собственности
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Кому принадлежат дороги в СНТ: кто их обязан ремонтировать?

Могут ли дороги быть в частной собственности

В юриспруденции есть понятие – земли общего пользования (ЗОП), в общем смысле или являются улицы, скверы, парки, водоемы, пляжи и так далее. Применительно к садоводческим некоммерческим организация, такими землями являются проезды, улицы и дороги, пожарные водоемы, места размещения мусорных баков и парковки автомобилей.

Очень часто председатели, стремясь удовлетворить интересы членов товарищества задаются вопросом: кому (муниципалитету или частному лицу) принадлежат дороги в СНТ? Вопрос становится актуальным тогда, когда налицо нарушение строительных норм и правил (СНиП) и обеспокоенные граждане хотят решить проблему. Существует 2 актуальные проблемы, решение которых требует уточнение собственника земли общего пользования.

  1. Нужно осуществить ремонт дороги.
  2. Нужно выполнить модернизацию дороги.

Так же интересно: Можно ли ставить шлагбаум в СНТ

Первая проблема предполагает, что нарушения строительных норм и правил нет, ширина проезда и радиусы поворотов достаточные, чтобы удовлетворялись требования пожарной безопасности (необходимы условия, которые позволят пожарной машине беспрепятственно добраться к очагу возгорания).

В этом случае ремонт дороги в СНТ – укладка асфальта – производится в соответствии с коллективным желанием всех участников товарищества. Знать собственника ЗОП, конечно, нужно, например, если им является частное лицо, то без предварительного уведомления о решении заасфальтировать дорогу начинать работы не нужно.

Кто должен делать дороги в СНТ?

Этот вопрос очень популярный и ответ на него очевидный: вне зависимости от того, кто является собственником ЗОП, ремонт должны выполнять участники товарищества. Также важно понимать: если члены СНТ на собственные средства заасфальтировали дорогу, то земля под ней не переходит в их собственность.

Согласно законодательству, члены товарищества могут улучшать инфраструктуру по добровольному решению. Но единственная польза от этого – получение наиболее удобных условий пользовать земельными участками.

Так же интересно: Регистрация дома на земельном участке ИЖС 2019

Вторая проблема вызывает оживленные споры, потому что кроменахождения собственника земли общественного пользования, председателю нужнодоговариваться с каждым членом товарищества, чей участок граничит с дорогой отом, что ему придется отдать небольшую часть своего земельного надела в пользуЗОП. Обычно без этой операции модернизировать дороги СНТ, чтобы ониудовлетворяли нормам СНиП (официальный документ, содержащий требования к дорогам в СНТ) – невозможно.  

Ширина проездов между участками

Между участками, которые разделяет проезжая часть, должно быть не меньше 7 метров. В эти 7 метров входит непосредственно дорога, тротуар, если он имеется и расстояние от краёв дороги с каждый стороны до ограждения участков. Также в правила содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 метров.

Что делать, ширина проездов не удовлетворяет требованиям строительных норм и правил? Её необходимо модернизировать и вариант тут только один: «откусить» от участков, находящихся по разные стороны дороги равные части земли.

Собственники земель неохотно отдают свою землю в пользу ЗОП, особенно те граждане, надел которых представляет собой узкую полосу земли, расположенный вдоль дороги.

Такие вопросы решаются на коллективном собрании и часто инициативу председателю в модернизации проезжей части не поддерживают отдельные члены СНТ.

Какая должна быть ширина дороги в СНТ

Сведения о том, какая ширина дороги должна быть в СНТ – размещены в СНиП 30-02-97.

Там сказано, что минимальная ширина проезжей части улиц (непосредственно дороги, без учета ширины тротуара и расстояния от дороги до забора земельного участка) должна быть не менее 3,5 метров.

Это требование обусловлено тем, что ширина служебной пожарной машины – 3 метра и в случае возникновения очага возгорания она должна беспрепятственно проехать к нему.

Разумеется, дороги в СНТ, нормы которых нарушены, препятствуют оперативному проезду пожарной машины, из-за могут пострадать все члены товарищества (огонь может распространиться с одного участка на соседние, если быстро не принять меры пожаротушения). Поэтому решение проблемы важно для всех и председатель товарищества обязан доходчиво объяснить гражданам на собрании объективную необходимость произвести модернизацию дороги.

Так же интересно: Разрешение на строительство дома

Минимальная ширина проезда между участками

Как было сказано, между участками должно быть не меньше 7 метров. В действительности это расстояние может быть гораздо меньше (4-5 метров).

Чтобы модернизировать проезжую часть в соответствии с законом, председателю СНТ нужно получить от каждого члена товарищества согласие на расширение проезжей части, которое возможно только путем отдачи в пользу земли общего пользования части земельного участка каждого из собственников, наделы которых граничат с дорогой.

На практике реализация такой инициативы редко получает единогласное одобрение. Поэтому расширение проезда между участками чаще всего осуществляется в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.

Часто исполнение требования – ширина дороги должна быть не менее 7 метров, а радиус поворотов – от 6,5 метров – является невозможным из-за наличия на участках, граничащих с дорогой, капитальных сооружений. И не имеет значения, кому принадлежат дороги в СНТ, если они не соответствуют СНиП, потому что модернизация возможна только с добровольного согласия всех членов товарищества.  

Заключение

Не зависимо от того, кто является собственником землисадового некоммерческого товарищества, ответ на вопрос «Кто должен ремонтировать дороги в СНТ?» однозначный: – членытоварищества.

Только граждане, имеющие прямой интерес улучшать инфраструктурусадовых участков на свои личные деньги могут усовершенствовать дороги:расширить проезд между участками, заасфальтировать проезжую часть и тротуар.

Иногдапредседателю бывает сложно получить согласие в проведении ремонта илимодернизации от всех членов товарищества – в этом случае он может обратиться запомощью к юристу, который изучит устав СНТ и попробует найти «лазейки» длязаконного принуждения равнодушных членов товарищества.

Источник: https://pravned.ru/snt/komu-prinadlezhat-dorogi-v-snt/

Земли общего пользования: основные правила использования

Могут ли дороги быть в частной собственности

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.